Будущее автомобильного транспорта создается в Китае. Это ведущие компании по производству электромобилей, готовые покорить мир.
Апрельский автосалон в Шанхае был заполнен китайскими электромобилями (EV) всех видов, включая концепт-кары, спортивные автомобили и роскошные автомобили. Это событие стало ключевым моментом для автомобильной промышленности Китая: иностранное господство на автомобильном рынке Китая уступило место китайским компаниям, предлагающим электромобили, характеристики, дизайн и технологии которых соответствуют или превосходят все, что предлагают автомобильные компании в Германии, США и Японии.
Китай уже является гигантом мирового рынка электромобилей: в 2022 году 6,7 млн единиц или 64% мирового производства автомобилей на новых источниках энергии (NEV) (включая электромобили, гибриды и автомобили, работающие на водороде и других не бензиновых источниках энергии) пришлось на долю Китая, на который также приходится 59% от 10,52 млн мировых продаж NEV. Из 7,65 млн мировых продаж электромобилей в прошлом году на Китай пришлось более 5 млн, а это означает, что почти два из трех электромобилей были проданы в Китае.
15 китайских компаний, перечисленных в этом руководстве, вошли в число 25 самых продаваемых мировых брендов электромобилей в 2022 году. Это был год прорыва для BYD, которая была ведущей мировой компанией по объему продаж. В 2022 году BYD продала 1,85 миллиона электромобилей и гибридов, что на 211% больше, чем в прошлом году, что значительно опередило Tesla с 1,31 миллиона единиц.
Но BYD и Geely — единственные чисто китайские компании в топ-10 мировых продаж на 2022 год. И BYD по-прежнему продает 97% своих автомобилей в Китае. Хотя китайские компании доминируют в отечественной промышленности, их следующий важный шаг — выйти на глобальный уровень. BYD и другие китайские бренды активно расширяют свое присутствие за рубежом .
Все сети электромобилей ведут в Китай
В глобальной гонке по производству электромобилей и аккумуляторов для них Китай безоговорочно побеждает. Это включает в себя добычу и переработку сырья и драгоценных металлов, которые используются в батареях.
Хотя натрий-ионные аккумуляторы сейчас все чаще выходят на рынок , до 99% всех аккумуляторов, установленных в NEV, по-прежнему изготавливаются из лития, а также содержат неблагородные металлы, такие как алюминий, медь и железо, а также более дорогие металлы, такие как кобальт. , никель и марганец.
Китай контролирует важнейшие звенья в цепочках поставок всех этих металлов. Помимо наращивания внутреннего производства лития , китайские компании осуществили ряд прямых инвестиций , сделок с акционерным капиталом, а также договоров о поставках или продажах с горнодобывающими компаниями в Африке, Южной Америке, Индонезии, Австралии и Канаде. Например, в мае 2022 года BYD, как сообщается, определила для приобретения шесть литиевых рудников в Африке, которые дадут 1 миллион тонн карбоната лития — достаточно, чтобы гарантировать производство компании в течение целого десятилетия.
После добычи полезных ископаемых Китай доминирует в производстве на каждом этапе цепочки поставок аккумуляторов , от изготовления положительных и отрицательных электродов до производства элементов и их сборки в модули, а затем в аккумуляторные блоки. Около 75% мирового производства аккумуляторных элементов, 70% специализированных катодов и 85% анодных материалов приходится на Китай. Китай также производит 66% сепараторов и 62% электролитов.
Компании, потерянные по пути
Наше предыдущее руководство по электромобилям в Китае было опубликовано в апреле 2021 года, и в него вошли несколько компаний, которые стали заметными жертвами беспощадной китайской индустрии электромобилей. Большинство выбывших, таких как Enovate 天际, Byton 拜腾 и WM Motor , утихли из-за неустанного ценового давления отрасли. По той же причине Evergrande New Energy Auto, компания по производству электромобилей, которая была запущена в 2019 году застройщиком China Evergrande Group с большими долгами , как сообщается, была продана за 360 миллионов юаней (51,73 миллиона долларов) в декабре 2022 года.
В 2023 году и в ближайшие несколько лет мы, вероятно, увидим, что различные другие бренды отойдут на второй план, но 15 упомянутых здесь, вероятно, останутся. Будут и новые: гигант смартфонов и бытовой электроники Xiaomi объявил в марте 2021 года, что начнет производить электромобили, но пока не вышел на рынок .
15 ведущих компаний по производству электромобилей в Китае
Это 15 китайских компаний (включая Tesla, которая не является китайской компанией, но производит большую часть своих электромобилей в Китае) и совместных предприятий (СП) с самыми высокими продажами электромобилей в Китае в 2022 году и первом квартале 2023 года , согласно данным. собирается Китайской ассоциацией легковых автомобилей (CPCA).
В дополнение к данным CPCA Министерство общественной безопасности собирает количество застрахованных транспортных средств , которое показывает, сколько электромобилей продано отдельным клиентам (в отличие от компаний, занимающихся прокатом автомобилей). Страховые цифры в целом отслеживают данные о продажах CPCA, но несколько ниже.
- BYD
- SAIC-GM-Wuling (совместное предприятие)
- Tesla
- Geely
- GAC Aion
- Chery
- Changan
- Hozon Auto
- Li Auto
- Great Wall Motors
- NIO
- XPeng
- Leapmotor
- FAW VW (совместное предприятие)
- SAIC VW
1. BYD
Основанная в 1995 году со штаб-квартирой в Шэньчжэне и центре Лос-Анджелеса, BYD начинала как бизнес по производству перезаряжаемых аккумуляторов в ИТ-секторе, а затем расширилась до производства электроники для мобильных телефонов, а затем автомобилей, включая электромобили. BYD использовала деньги, полученные от IPO в Гонконге в 2002 году, для приобретения автомобильного подразделения у Tsinchuan Automobile 西安秦川汽车, которая в то время была шестым по величине производителем автомобилей в Китае по объему продаж.
Сначала BYD сосредоточился на автомобилях с газовым двигателем, разработав свою аккумуляторную технологию. Затем, в 2008 году, компания представила F3DM, свой первый серийный подключаемый гибрид, который позволял проехать 60 миль на полном заряде до перехода на обычный двигатель внутреннего сгорания. Также в 2008 году Уоррен Баффет приобрел 10% акций BYD за 230 миллионов долларов. Вскоре после этого начали действовать государственные субсидии и стимулы для развития отрасли NEV; BYD поддерживает миллиарды юаней в виде государственных субсидий и грантов на исследования и разработки.
В интервью 2011 года генеральный директор Tesla Илон Маск высмеял BYD за непривлекательный дизайн и слабые технологии, но он больше не смеется: BYD сейчас является ведущим в мире продавцом NEV и единственным реальным глобальным конкурентом Tesla. Tesla была ведущей компанией по производству электромобилей в мире по продажам с 2019 по 2021 год, но в 2022 году BYD продала более 1,8 миллиона электромобилей по всему миру , что составляет 18,3% мирового рынка, превзойдя 1,3 миллиона проданных единиц Tesla и долю рынка 13%. (Ближайшие глобальные конкуренты после двух лидеров сильно отстали: SAIC-GM-Wuling и VW с менее чем 500 000 единиц.)
В Китае доля рынка BYD составляет около 30%, в продаже имеется не менее 25 различных моделей, включая гибриды и полные электромобили, по цене от 100 000 юаней (13 841 доллар США) до 1 миллиона юаней (138 417 долларов США). В ноябре 2022 года BYD запустила новый бренд электромобилей высокого класса под названием Yángwāng 仰望, что означает «посмотри вверх», и предварительные продажи первой модели , внедорожника U8, начались на Шанхайском автосалоне 2023 года. В 2023 году компания запустит еще один новый люксовый бренд под кодовым названием Brand F.
BYD имеет три основные производственные базы — в Шэньчжэне, Сиане и Чанше — и в настоящее время строит еще несколько. Компания рассчитывает произвести 4,7 миллиона автомобилей в 2023 году и 6,2 миллиона в 2024 году. Важно отметить, что BYD имеет вертикально интегрированную производственную цепочку и производит собственные аккумуляторы, и это единственная китайская компания, производящая полный комплект биполярных транзисторов с изолированным затвором (IGBT). отраслевая цепочка, необходимая для производства электромобилей.
Однако модели BYD не славятся своей «умной» функциональностью, а с точки зрения вспомогательного или автономного вождения их автомобили уступают автомобилям Tesla. Но BYD добилась огромного успеха в Китае, предлагая клиентам выгодные предложения, и компания имеет другие важные преимущества в своем стремлении стать действительно глобальным брендом: она прибыльна, имеет интегрированную цепочку поставок и производства и производит свои собственные батареи, и она быстро становится мировым брендом, поскольку выходит на все больше зарубежных рынков .
2. SAIC-GM-Wuling (совместное предприятие)
Мини-электромобили имеют практические преимущества перед полноразмерными электромобилями, и это сделало их очень популярными (а также дешевыми) и основополагающими для перехода Китая к электрической мобильности . Самым продаваемым электрическим седаном в Китае как в 2021, так и в 2022 году был мини-электромобиль Hongguang (宏光), произведенный Wuling 五菱, частью совместного предприятия, созданного в 2002 году с SAIC (одним из китайских производителей автомобилей «Большой четверки») и General Motors . (ГМ).
Совместное предприятие изначально было успешным производителем минивэнов, но в июле 2020 года запустило Hongguang, который сразу же стал хитом на рынке и теперь составляет около 90% от общего объема продаж SAIC-GM-Wuling. Стоимость Hongguang начинается с 44 800 юаней (6 563 долларов США), а стоимость трех других моделей — до 99 900 юаней (14 635 долларов США). Для сравнения, по состоянию на январь 2023 года Nissan Leaf был самым дешевым электромобилем в США с ценой модели начального уровня в 20 875 долларов (после федерального налогового кредита в размере 7 500 долларов).
Однако Hongguang не обладает всеми функциями безопасности электромобиля обычного размера и не имеет подушек безопасности, что является одной из причин, по которой он более доступен.
Доля продаж мини-электромобилей в общем объеме продаж электромобилей в Китае увеличилась с 17,7% в 2019 году до 29,8% в 2021 году. более крупные модели становятся более популярными и доступными. Продажи Hongguang выросли всего на 13% в годовом исчислении в 2022 году, а в первом квартале 2023 года продажи фактически упали на 26,2% в годовом исчислении со 105 227 до 77 701 единицы.
Однако в Европе, Азии и развивающихся странах могут быть более перспективные рынки для китайских мини-электромобилей, и SAIC-GM-Wuling готовится увеличить экспорт электромобилей. Компания уже экспортирует десятки тысяч обычных автомобилей в год, а в августе 2022 года начала продажи Hongguang Air EV в Индонезии. SAIC-GM-Wuling планирует сделать Индонезию центром, из которого она сможет осваивать другие рынки в регионе. В настоящее время Hongguang продается в Европе под брендом FreZe Nikrob по цене от 13 000 до 15 000 евро (от 13 800 до 16 000 долларов).
В сентябре 2023 года SAIC-GM-Wuling планирует выпустить три новых мини-электромобиля премиум-класса под своим брендом Baojun (宝骏).
3. Tesla
В 2018 году Tesla стала первым иностранным автопроизводителем, которому разрешили производить автомобили в Китае без китайского партнера, и сегодня она остается единственной иностранной компанией, владеющей 100% завода по производству электромобилей или любого другого автомобильного завода в Китае. Правительство Китая также предоставило Tesla льготный режим корпоративного подоходного налога, что отчасти позволило Tesla стать одной из самых успешных компаний по производству электромобилей в Китае.
Хотя BYD и Tesla являются конкурентами на автомобильном рынке Китая, во многих отношениях они скорее дополняют друг друга, чем конкурируют. Tesla фокусируется на электромобилях премиум-класса с высокой рентабельностью. Хотя BYD также продает некоторые роскошные автомобили и запускает более дорогие бренды EV, он больше ориентирован на доступные автомобили.
Завод Tesla на окраине Шанхая начал производство в январе 2020 года как для китайского, так и для мирового рынка. В 2022 году было произведено около 711 000 автомобилей , что составляет 52% мирового производства Tesla.
В январе 2023 года Tesla отложила планы по расширению своего завода в Шанхае, который увеличил бы производство до 2 миллионов единиц в год (хотя в этом году он еще может расширить производство на заводе). Но в апреле 2023 года Tesla объявила, что строит новый аккумуляторный завод в Шанхае, строительство которого планируется начать в третьем квартале 2023 года, а производство — во втором квартале 2024 года. Завод будет производить 10 000 больших аккумуляторов Tesla Megapack. ежегодно.
В 2022 году продажи Tesla в Китае выросли на 37,1% в годовом исчислении до 439 770 единиц, а в первом квартале 2023 года продажи выросли еще на 26,9% в годовом исчислении. В первом квартале Tesla также экспортировала почти 92 000 автомобилей из Китая, что на 24% больше, чем в прошлом году. Tesla Model Y была вторым самым продаваемым электромобилем в Китае в 2022 году, всего было продано 315 607 единиц (после мини-электромобиля Hongguang с 404 823 единицами).
В октябре 2022 года Tesla начала снижать цены на свои электромобили в Китае, а в январе 2023 года снова снизила цены на Model 3 и Model Y на 6-13,5%. Компания осуществила аналогичное снижение цен в Европе, Мексике и США. Похоже, что снижение цен хорошо работает для Tesla в Китае: в марте 2023 года продажи и экспорт в Китае составили 88 869 единиц, что на 35% больше, чем в прошлом году . год и второй по величине месячный показатель за всю историю. В первом квартале 2023 года общий объем автомобилей Tesla, произведенных в Китае, составил 229 322 единицы, увеличившись почти на 26% в годовом исчислении и установив новый квартальный рекорд.
4. Geely
Предприимчивый предприниматель Ло Шуфу李書福 основал Geely — на деньги, взятые взаймы у семьи, — как производителя холодильников в Ханчжоу, провинция Чжэцзян, в 1986 году. В 1990-х годах компания была переименована в Geely Auto 吉利汽车 и начала производить минивэны и автомобили. К 2010 году Geely приобрела Volvo, и теперь ее обширная империя включает в себя долю в Daimler AG, владеющую Mercedes-Benz, и значительные инвестиции в две компании по производству летающих автомобилей.
В 2020 году Geely объявила о своей инициативе Blue Geely , которая включала план, согласно которому к 2020 году 90% ее продаж будут приходиться на электромобили. Однако эта сверхамбициозная цель оказалась невыполнимой, и в 2022 году компания достигла только 30%, и это может увеличиться до 50% в 2023 году. Тем не менее, как и для BYD, 2022 год стал чем-то вроде прорыва для Geely: продажи электромобилей выросли на колоссальные 277,8% в годовом исчислении, что даже больше, чем рост BYD (208,2%). .
Geely запустила различные совместные предприятия и бренды EV, в том числе:
- Polestar 极星, бренд, первоначально созданный в 1996 году и приобретенный Volvo в 2015 году, а затем созданный Volvo и Geely в качестве специализированного бренда электромобилей в 2017 году . Внедорожник со стартовой ценой 349 800 юаней (50 870 долларов).
- Lynk & Co 领克, запущенное в 2016 году, еще одно совместное предприятие с дочерней компанией Volvo, но нацеленное на рынок гибридных автомобилей среднего и высокого класса и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Lynk & Co базируется на базе технического центра China Europe Vehicle Technology (CEVT) в Гётеборге, где плечом к плечу работают 1700 китайских и европейских инженеров. По состоянию на май 2023 года Lynk & Co выпустила шесть моделей, в том числе шесть внедорожников, электрический скутер и один седан.
- Geometry 几何汽车, запущенный в 2019 году и ориентированный на рынок электромобилей низкого и среднего класса. По состоянию на май 2023 года Geometry выпустила шесть моделей, в основном седаны, последними из которых были седан G6 и внедорожник M6 в ноябре 2022 года, обе из которых были оснащены операционной системой Huawei Harmony.
- Zeekr 極氪, запущенный в 2021 году, премиальный бренд, ориентированный на рынок электромобилей высокого класса. В октябре 2021 года Zeekr начал поставки своей первой модели — седана 001. В январе 2023 года начались поставки второй модели Zeekr, многоцелевого автомобиля (MPV) 009, а в апреле 2023 года начались продажи третьей модели, компактного внедорожника X. В моделях 001 и 009 используется аккумулятор CATL Qilin .
В январе 2020 года Geely запустила совместное предприятие (СП) с Mercedes-Benz стоимостью 5,4 млрд юаней (783 млн долларов) под названием Smart Automobile . Согласно соглашению, Mercedes-Benz будет проектировать автомобили, выпускаемые совместным предприятием, а Geely будет их проектировать. В сентябре 2022 года Smart начала продавать свою первую модель, компактный внедорожник Smart 1, но по состоянию на апрель 2023 года ежемесячные поставки лишь однажды превышали 5000 единиц. В апреле 2023 года Smart представила вторую модель, еще один компактный внедорожник под названием Smart 3. В январе 2022 года Geely запустила совместное предприятие с Lifan Group 力帆集团 под названием Livan 睿蓝汽车, сосредоточив внимание на разработке моделей электромобилей с заменой батареи, а в феврале 2023 года, Geely запустила еще один суббренд электромобилей под названием Galaxy, ориентированный на рынки гибридов и электромобилей, и планирует выпустить семь новых моделей к 2025 году.
Некоторые из суббрендов Geely продавались очень хорошо в 2022 году. Согласно данным реестра страховых компаний Министерства общественной безопасности , Geometry продала 116 182 единицы, что на 252,99% больше, чем в прошлом году; Zeekr продал 71 441 единицу, что на 1 182% больше, чем в прошлом году; а Lynk & and Co. отстала еще дальше с 24 557 единицами, что на 165,94% больше, чем в прошлом году.
Амбиции Geely по созданию электромобилей укрепились в 2013 году, когда она приобрела легендарную лондонскую компанию такси. В 2017 году Geely изменила название производителя такси на London Electric Vehicle Company и открыла завод по производству электромобилей в Антси, Ковентри, для производства электромобилей-такси с увеличенным запасом хода. Главный завод Geely по сборке электромобилей находится в Ханчжоу, провинция Чжэцзян. Включая свои предприятия в Гетеборге и Ковентри, Geely управляет заводами в Ханчжоу, Нинбо и Франкфурте, а также научно-исследовательскими центрами в Шанхае, Барселоне и Калифорнии.
Трансформация электромобилей Geely началась относительно поздно, и, возможно, она слишком разнообразная: у компании более 30 брендов и совместных предприятий и огромное разнообразие типов продуктов, от автомобилей, работающих на ископаемом топливе, до гибридов, полноценных электромобилей и автомобилей, работающих на водороде и спирт этиловый. Однако, если продажи электромобилей являются ориентиром, Geely делает что-то правильно.
5. GAC Aion
GAC Aion является подразделением по производству электромобилей Guangzhou Automobile (GAC) Group, контрольный пакет акций которой принадлежит муниципальному правительству Гуанчжоу. GAC Aion добился стремительного роста за последние несколько лет. В первом квартале 2023 года с объемом продаж более 80 000 единиц (рост на 79% в годовом исчислении) теперь он занимает третье место в таблице продаж после BYD и Tesla.
GAC Group впервые начала работать над NEV в 2011 году. В июле 2017 года GAC New Energy 广汽新能源汽车 была официально запущена. Первая модель бренда появилась в ноябре 2018 года — компактный электрический седан Aion S с аккумуляторной батареей емкостью 58,8 кВтч и впечатляющим максимальным запасом хода в 316 миль на одном заряде аккумулятора. Aion S с самого начала хорошо продавался: в 2019 году было отгружено 30 000 единиц, в 2020 году — 45 000 единиц, а в 2021 году — почти 75 000 единиц.
В ноябре 2020 года GAC New Energy сменила название на GAC Aion, когда последний стал торговой маркой GAC Group. Aion Y, компактный хэтчбек, выпущенный в апреле 2021 года, также хорошо продавался: в 2021 году было отгружено 34 108 единиц. модели в совокупности составили 85,9% от общего объема продаж.
В октябре 2022 года GAC Aion завершила финансирование серии A на колоссальные 18,29 млрд юаней (2,62 млрд долларов США), установив новый рекорд по крупнейшему разовому финансированию частного капитала в индустрии электромобилей Китая.
В сентябре 2022 года GAC Aion запустила новый бренд спортивных автомобилей высокого класса под названием Hyper 昊铂, первой моделью которого является полностью электрический «суперкар» Hyper SSR, который будет серийно производиться с октября 2023 года по цене 1,28 доллара США. млн юаней (186 920 долларов). На автосалоне в Гуанчжоу в январе 2023 года компания GAC Aion официально представила вторую модель Hyper — чисто электрическое купе Hyper GT.
Руководители GAC Aion обычно заявляют, что обладают ведущими в мире технологиями, включая Magazine Battery 2.0 (названный так потому, что он имеет вид магазина для хранения боеприпасов), электродвигатель Quark Drive 夸克电驱 «размером с ладонь», который, как утверждается, способен генерировать больше лошадиных сил, чем двигатель V8, а также передовое программное обеспечение и электронику.
Хотя показатели продаж GAC Aion впечатляют, они несколько искусственно завышены: большая часть продаж приходилась не на индивидуальных клиентов, а на автомобильные предприятия, такие как компании по аренде и прокату автомобилей, особенно Ontime 如祺出行, собственный бизнес GAC Aion по перевозке автомобилей. . Например, в 2021 году 43% от общего объема продаж GAC Aion пришлось на эти предприятия.
6. Chery
Государственный автопроизводитель со штаб-квартирой в городе Уху в провинции Аньхой, Chery был основан в 1997 году и начал производить автомобили в 1999 году, сосредоточившись в основном на легковых автомобилях, фургонах и внедорожниках. В 2007 году Wall Street Journal назвал Chery крупнейшим независимым производителем автомобилей в Китае, охарактеризовав ее корпоративную культуру как «странный гибрид коммунистического государственного предприятия и стартапа». Geely никогда не создавала совместных предприятий с известными западными автопроизводителями.
В 2001 году Chery начала экспорт автомобилей. К концу 2022 года компания экспортировала в общей сложности более 2,4 миллиона автомобилей , что составляет 20% всего китайского экспорта автомобилей за последние два десятилетия, что сделало ее крупнейшим экспортером автомобилей в Китае за этот период.
В 2022 году из общего объема экспорта автомобилей Китая, составившего 3,11 млн единиц, доля Chery составила 452 000 единиц, или 14,5%, что на 68% больше, чем в прошлом году. Так, в 2022 году каждая седьмая машина, экспортируемая из Китая, была произведена Chery, и как минимум одна из каждых трех машин, продаваемых Chery, предназначена для экспортного рынка. По состоянию на 2022 год Chery экспортирует свою продукцию более чем в 80 стран и имеет более 1500 дилеров и сервисных центров за рубежом. В 2022 году совокупные продажи Chery достигли исторического максимума в 1,23 миллиона автомобилей (по данным компании), в том числе 221 157 автомобилей на новых источниках энергии.
Переход Chery на электромобили начался относительно рано, когда в 2010 году был запущен ее первый электромобиль Ruìqí 瑞琪 M1. Однако до сих пор присутствие Chery на рынке электромобилей в подавляющем большинстве состоит из мини-электромобилей. Хотя у Chery есть несколько электрических моделей седанов и внедорожников под названиями Tiggo, Arrizo и Omoda, из 221 157 продаж электромобилей компании в 2022 году Chery Ant eQ и QQ Ice Cream, оба мини-электромобиля, совместно произвели более 180 000 единиц, или 82% от общего количества .
Chery сейчас находится в середине амбициозной новой программы, направленной на радикальное расширение предложения электромобилей. В сентябре 2022 года Chery представила новый план под названием Yáoguāng (瑶光) 2025 , направленный на повышение своей конкурентоспособности в области электрификации и умного вождения. План будет включать расходы в размере 100 млрд юаней (14,25 млрд долларов США) в течение пяти лет, развитие сети из шести исследовательских центров в Китае и по всему миру и 13 основных технологий, включая автомобильные платформы, интеллектуальное вождение и электрификацию. За тот же период Chery планирует выпустить 18 новых чисто электрических моделей.
Ранее Chery выпустила несколько электромобилей под своим брендом eQ , но первый независимый новый энергетический бренд компании, iCAR, был создан только в 2023 году . новый iCAR, официально представленный в преддверии автосалона в Шанхае. iCAR будет выпускаться в трех моделях по цене от 150 000 до 300 000 юаней (21 697–43 395 долларов США) и будет специально ориентирован на молодежь. В том же месяце Chery запустила новую серию премиальных моделей EV (седан и внедорожник) под названием Sterra под своим брендом Exeed EV, а также компактный гибридный внедорожник под названием TJ -1 .
В 2018 году Chery запустила дочернюю компанию Jetour 捷途汽车, которая в основном производит электрические внедорожники. Jetour утверждает, что в 2022 году поставила более 180 000 единиц, что на 17% больше, чем в прошлом году, значительная часть которых была продана на экспортных рынках .
7. Changan
Changan со штаб-квартирой в Чунцине является одним из китайских государственных автопроизводителей «Большой четверки» (наряду с SAIC , FAW и Dongfeng ). Компания ведет свою историю с 1862 года как фабрика военных поставок, а затем оружейная фабрика, поэтому она является старейшим производителем автомобилей в Китае (хотя современная компания была основана в декабре 2005 года). Changan в основном производит легковые автомобили, минивэны и легкие грузовики под тремя брендами: Changan для внедорожников и легковых автомобилей премиум-класса, Oshan для внедорожников среднего уровня и многоцелевых автомобилей (MPV) и Kaicene для коммерческих автомобилей, грузовиков и минивэнов.
В 1957 году компания выпустила свой первый автомобиль (и «первый китайский джип») Changjiang Type 46长江牌 46型吉普车, который был основан на произведенном в США джипе CJ-5. Компания произвела более 10 000 Type 46 до 1963 года, а с 1980-х годов перешла на гражданские автомобили. В 1981 году Changan выпустила свои первые легковые автомобили и минивэны, первоначально благодаря партнерству с Suzuki. В 2001 году Changan создал совместное предприятие с Ford в Чунцине для производства Mondeo, Fiesta, Focus и других моделей. В 2006 году Mazda приобрела долю в совместном предприятии Changan-Ford, и Changan начала производить седаны Mazda. В 2012 году совместное предприятие Changan Ford было разделено на два отдельных совместных предприятия: Changan Ford и Changan Mazda. Changan также было разрешено производить модели Volvo в 2006 году.
В 2015 году Changan представила свой первый электромобиль Benben 奔奔 mini EV. В апреле 2020 года эта модель была модернизирована выпуском хэтчбека Benben E-Star . По состоянию на конец первого квартала 2023 года в продажах электромобилей Changan преобладали такие небольшие электромобили: в 2022 году самыми продаваемыми электромобилями компании были мини-электромобили Lumin Corn 糯玉米 (выпущенный в апреле 2022 года) с 70 267 единицами . , и Benben E-Star с 41 351 единицей. В августе 2020 года Changan выпустила свой первый электрический внедорожник X7 под своим брендом Oshan.
Однако бизнес Changan по производству электромобилей действительно начал развиваться только в 2022 году с запуском двух совместных предприятий. Еще в 2016 году Changan объявила о партнерстве с Baidu в области технологий интеллектуального вождения, навигации и услуг. В настоящее время Changan запустила два новых бренда электромобилей, оба являются совместными предприятиями с CATL и Huawei :
- Deep Blue, также известный как Shenlan или Deepal, основной бренд электромобилей, запущен в апреле 2022 года. Пока выпущена только одна модель — седан SL03; выпуск внедорожника S7 запланирован на июнь 2023 года.
- Avatr, бренд электромобилей премиум-класса, был запущен в августе 2022 года. Первой моделью был внедорожник Avatr 11 , который стал первым автомобилем, полностью оснащенным технологиями Huawei, включая двухмоторную систему полного привода DriveONE, интеллектуальное пилотирование AVATRANS. система и система автоматической парковки ADS. Цена Avatr 11 составляет от 349 900 юаней (51 892 доллара США) до 409 900 юаней (60 790 долларов США). В марте 2023 года стало известно, что следующая модель Avatr, седан E12, проходит дорожные испытания .
Несмотря на то, что это бренд премиум-класса, некоторые пользователи жаловались на Avatr 11, который страдает от длительного цикла доставки, короткой гарантии и неудовлетворительной производительности. Пользователи этого внедорожника описали пользовательский интерфейс как недостаточно высококлассный, что не обеспечивает достаточных возможностей для интеллектуальных технологий Huawei.
Создав два новых совместных предприятия, Changan поставила перед собой очень амбициозные цели. В начале 2023 года компания объявила, что планирует достичь групповых продаж в 4 миллиона автомобилей в 2025 году, из которых 60% будут электромобилями . Однако с января по апрель 2023 года единственная из новых моделей, которая оказала какое-либо влияние на рынок, — это Avatr 11, которая отгрузила 7 264 единицы, что поставило ее на 43-е место в общем списке всех моделей электромобилей за этот период.
8. Hozon Auto
Hozon Auto добилась удивительно высоких продаж электромобилей за последние несколько лет, но, как и в случае с GAC Aion, его показатели завышены за счет продаж автомобильным предприятиям, таким как компании по аренде и прокату автомобилей, а также местным органам власти, а не отдельным клиентам .
Hezhong New Energy 合众汽车, материнская компания Hozon Auto, была основана в 2014 году . Hozon Auto был официально запущен в 2018 году, когда компания запустила свой бренд Neta 哪吒, а Даниэль Чжан (张勇 Zhang Yǒng) присоединился к ней в качестве генерального директора. Первоначальная стратегия компании заключалась в том, чтобы производить недорогие модели и ориентироваться в первую очередь на корпоративных клиентов, особенно на местные органы власти. В 2018 году Hozon Auto представила свою первую модель внедорожника Neta N01 на автосалоне в Гуанчжоу по цене менее 80 000 юаней (11 145 долларов США). Перед отправкой N01 получил 50 000 заказов, но почти все они были от корпоративных клиентов, в основном от туристических агентств. Фактически, в 2019 году на корпоративные и государственные продажи приходилось 50% всех продаж Hozon Auto.
В 2021 году Hozon Auto завершила раунд финансирования D на сумму около 10 миллиардов юаней (1,39 миллиарда долларов), который возглавил Qihoo 360 , компания, занимающаяся интернет-безопасностью, и ее генеральный директор Чжоу Хунъи 周鸿祎, которые вложили капитал в Hozon Auto и немного облегчили финансового затруднения компании. С Qihoo 360 на борту Hozon Auto начала процесс производства моделей более высокого класса : внедорожник Neta V Pro, выпущенный в 2021 году, и седан Neta S в июле 2022 года, оба из которых оснащены программным обеспечением Qihoo 360. Neta S также оснащен интеллектуальной платформой для вождения Huawei и технологией обнаружения света и дальности (лидар) . Neta V был самым продаваемым электромобилем компании в 2022 году, было продано чуть менее 100 000 единиц.
Hozon Auto утверждает , что его седан Neta S работает на собственной технологии, но на самом деле автомобиль содержит лоскутное одеяло из программного обеспечения и технологий других компаний. В ноябре 2022 года Hozon Auto запустила новый технологический бренд электромобилей под названием Haozhi浩智 вместе с тремя новыми продуктами: «суперкомпьютерной платформой», системой электропривода и расширителем запаса хода. Тем не менее, это начальный предварительный шаг в разработке собственной технологии бренда, и он не будет использоваться ни в одном из автомобилей Hozon Auto как минимум до 2025 года .
Кроме того, Hozon Auto не смогла выйти на рынки капитала: в 2020 году компания пыталась пройти листинг на Шанхайской фондовой бирже, а с начала 2022 года переключила свое внимание на Гонконгскую фондовую биржу, но эти попытки не увенчались успехом . И, как и большинство других китайских брендов электромобилей, Hozon Auto совсем не приносит прибыли: в 2021 году его общий доход составил 5,73 млрд юаней (798,98 млн долларов), а чистый убыток — 2,90 млрд юаней (405,13 млрд долларов). В 2020 и 2021 годах совокупный убыток Hozon Auto составил 4,20 млрд юаней (585,13 млн долларов).
В апреле 2023 года Hozon Auto запустила Neta GT , яркий электрический спортивный автомобиль, который будет продаваться по цене 178 800 юаней (25 934 доллара США). GT знаменует собой начало попыток Hozon Auto производить электромобили более высокого класса и отказываться от своего низкобюджетного статуса. В настоящее время компания также пытается выйти на зарубежные рынки и начала строительство своего первого производственного объекта за пределами Китая в Бангкоке, Таиланд. Планируется, что завод будет запущен в производство в январе 2024 года и будет поставлять автомобили в страны АСЕАН.
9. Li Auto
Li Auto является первым в списке трех самых известных (помимо BYD) публично зарегистрированных стартапов по производству электромобилей в Китае, известных под общим названием Wei Xiao Li 蔚小理 по первым символам их китайских названий: NIO (蔚来 wèilái), XPeng. (小鹏汽车 xiǎopéng qìchē) и Ли Ауто (理想汽车 lǐxiǎng qìchē).
Li Auto была основана в 2015 году и имеет штаб-квартиру в Пекине. В июне 2019 года компания получила личный вклад в размере до 1,96 млрд юаней (285 млн долларов) от генерального директора Meituan Ван Сина 王兴 и около 207 млн юаней (30 млн долларов) от ByteDance . 30 июля 2020 года Li Auto привлекла 7,77 млрд юаней (1,1 млрд долларов) в ходе IPO на Nasdaq, оценив его в 70,70 млрд юаней (10 млрд долларов).
Компания производит электрические внедорожники, а ее первая модель Li One была представлена в апреле 2019 года на Шанхайском автосалоне и официально поступила на рынок в марте 2020 года. В мае 2021 года Li Auto выпустила модернизированную версию Li One с оптимизированные возможности самостоятельного вождения и аппаратное обеспечение (наряду с функциями премиум-класса, такими как подогрев сидений и «тихие шины»). Li One продавался по цене 338 000 юаней (около 48 900 долларов). Несмотря на то, что производство Li One было прекращено в октябре 2022 года, в 2022 году Li One был самой продаваемой моделью компании с почти 79 000 единиц, что поставило его на 15-е место по продажам электромобилей в Китае.
В 2022 году Li Auto выпустила две новые модели: L9 в июне и L8 в сентябре, обе шестиместные семейные внедорожники. L9 продается по цене около 400 000 юаней (55 200 долларов), а L8, предназначенный для замены Li One, — около 340 000 юаней (49 000 долларов). Между двумя моделями есть несколько различий : L8 обладает почти всеми функциями Li 9, но не имеет одного датчика обнаружения света и дальности (лидара) и одного заднего экрана, а также имеет немного меньшую батарею.
Однако компания провалила выпуск L8. 1 сентября Li Auto сделала неожиданное заявление , которое привело в ярость некоторых клиентов: цена на Li One будет снижена на 20 000 юаней (2869 долларов), а производство модели будет прекращено. Клиенты, недавно купившие Li One, были возмущены, так как их автомобили внезапно сильно обесценились. Некоторые жаловались, что их обманули, чтобы компания могла очистить запасы своей старой модели перед запуском L8. Утром 4 сентября более 60 клиентов Li One собрались у дилерского центра Li Auto в Ханчжоу, провинция Чжэцзян, с плакатами, заявляющими, что компания обманула своих клиентов.
Как и у двух других брендов Wei Xiao Li, у Li Auto были довольно большие проблемы с прибыльностью. Крупный годовой чистый убыток компании в размере 2,03 млрд юаней (291,02 млн долларов США) в 2022 году был почти в шесть раз больше, чем чистый убыток в 320 млн юаней (45,99 млн долларов США) в 2021 году. Компания объяснила большой чистый убыток главным образом разногласиями вокруг замены Li One, а также увеличение расходов на исследования и разработки на 106,3% до 6,78 млрд юаней (974,52 млн долларов).
Однако пока что в 2023 году дела у Li Auto шли хорошо. Последняя модель компании, L7, была запущена в феврале 2023 года и продается по цене около 320 000 юаней (46 000 долларов США). Этот автомобиль представляет собой пятиместный внедорожник со светочувствительной окраской, меняющей цвет от черного к красному и оранжевому в течение дня. три.
В марте и апреле 2023 года Li Auto продавала более 20 000 единиц в месяц (по сравнению с NIO, которая продала всего 6 658 единиц в апреле, и XPeng только 7 079), и перспективы продаж компании на год выглядят оптимистично. В первом квартале года было продано более 20 000 единиц L9 и L8, что поставило их на 14-е и 15-е место в общем списке продаж электромобилей в Китае. В мае 2023 года компания объявила о новых хороших новостях с прибылью в размере 933,8 млн юаней (134,6 млн долларов США) за первый квартал года, а это означает, что Li Auto является первым брендом Wei Xiao Li, который наконец преодолел барьер рентабельности.
10. Great Wall Motors
Great Wall Motors (GWM) — частный производитель, основанный в 1984 году, со штаб-квартирой в городе Баодин, провинция Хэбэй. Баодин, помимо того, что он имеет репутацию одного из самых загрязненных городов Китая , также является центром развития нового района Сюнъань 雄安新区, в котором один из докторов наук по городскому планированию. кандидат описал как «слияние природы, высоких технологий и культуры» и «осязаемое, живое представление новой эры Си».
В 2021 году парк из 100 водородных грузовиков производства FTXT Energy Technology 未势能源, дочерней компании GWM, использовался для строительного проекта в новом районе Сюнъань. Это иллюстрирует два существенных аспекта GWM: ее внимание к производству грузовиков (она начала производить грузовики и производила только грузовики в период с 1996 по 2010 год) и ее недавний набег на электромобили на топливных элементах (FCEV), работающие на водороде.
Корни GWM восходят к 1976 году, когда Вэй Делианг 魏德良, дядя нынешнего председателя GWM Вэй Цзяньцзюнь 魏建军, основал авторемонтную мастерскую. В те первые годы компания производила легковые автомобили и мини-грузовики в небольших количествах, в основном на базе моделей Nissan и Toyota, со временем сосредоточившись на внедорожниках.
В 2003 году компания была зарегистрирована на Гонконгской фондовой бирже, став первым частным китайским автопроизводителем, ставшим публичным (в 2011 году она была зарегистрирована на фондовой бирже А в Шанхае). В 2011 году репутация компании как «лидера внедорожников» в Китае была подтверждена выпуском внедорожников серии H под суббрендом Haval 哈弗. Серия H, описанная как «версия Honda CR-V с высоким уровнем подражания», была самым продаваемым внедорожником в Китае в течение восьми лет, а к 2016 году годовой объем продаж GWM превысил миллион единиц.
Тем не менее, пристрастие к внедорожникам означало, что GWM не спешила с электрификацией. В 2016 году она запустила бренд высокого класса Wey 魏派 и инвестировала в производство серии гибридных моделей под этим брендом. Специализированный бренд электромобилей GWM Ora 欧拉 был запущен только в 2018 году, но только одна модель, компактный автомобиль Good Cat 欧拉好猫, произвела значительное впечатление на рынок. В 2022 году общий объем продаж гибридных моделей GWM составил всего 28 000 единиц, включая марки Haval и Wey. В 2022 году годовой объем продаж бренда Ora составил всего 104 000 единиц, что на 23% меньше, чем в прошлом году. Общий объем продаж GWM в 2022 году составил 1,06 млн единиц, что на 17% меньше, чем в прошлом году.
С опозданием GWM теперь делает все возможное для электромобилей: в соответствии со своей «Стратегией 2025», объявленной в 2021 году, компания нацелена на глобальные продажи в размере 4 миллионов единиц в 2025 году, 80% из которых будут автомобилями на новых источниках энергии. GWM также исследовала водородную энергетику с 2015 года и создала центр технологий водородной энергетики в 2018 году, а в 2019 году — новую компанию FTXT Energy Technology.
В целом, однако, GWM изо всех сил пытается перейти от традиционного производства автомобилей к электромобилям, и перспективы компании в этом отношении по-прежнему кажутся сомнительными: в первом квартале 2023 года Ora продала 17 766 единиц (что составляет подавляющее большинство новых продаж энергии GWM). , в годовом исчислении снижение на 47%.
11. NIO
Компания NIO, основанная в ноябре 2014 года и имеющая штаб-квартиру в Шанхае, является второй в списке трех самых известных китайских (помимо BYD) публичных стартапов по производству электромобилей, известных под общим названием Wei Xiao Li 蔚小理 по первым символам их китайских имен: NIO (蔚来 wèilái), XPeng (小鹏汽车 xiǎopéng qìchē) и Li Auto (理想汽车 lǐxiǎng qìchē).
Компания была основана генеральным директором Уильямом Ли (李斌 Lǐ Bīn) при поддержке нескольких других технических руководителей, в первую очередь генерального директора JD.com, а также при инвестициях, среди прочих, Tencent , Baidu , Sequoia и Warburg Pincus. В 2018 году NIO провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, собрав 12,52 млрд юаней (1,8 млрд долларов), и провела дополнительные листинги на Гонконгской фондовой бирже в марте 2022 года и на Singapore Exchange Limited в мае 2022 года.
В ноябре 2016 года NIO провела свою первую зарубежную пресс-конференцию в Лондоне, во время которой компания объявила о своем английском названии бренда «NIO», новом логотипе (с двумя элементами, изображающими «небо» и «землю», представляющими «видение» и «действие»). ) и выпустила свой первый «электрический суперкар» EP9. Помимо EP9, NIO выпустила два полностью электрических седана, ET5 и ET7, и пять внедорожников, купе-внедорожники EC6 и EC7, а также средние и большие внедорожники ES6, ES7 и ES8. Кроме того, в 2017 году NIO продемонстрировала прототип концептуального автомобиля Eve, который был описан как «наполовину космический шаттл, наполовину жилая комната», который будет иметь полностью автономные возможности вождения. Изначально компания планировала выпустить Eve на рынок в 2020 году, но этого пока не произошло.
В декабре 2022 года NIO выпустила купе-внедорожник EC7 и полноразмерный внедорожник ES8, которые можно будет купить в Китае с мая и июня 2023 года соответственно. ES7, выпущенный в 2022 году, был призван воспользоваться повальным увлечением кемпингом, охватившим Китай, и стал первым легковым автомобилем в Китае, который мог законно буксировать автомобили для отдыха (RV) и прицепы.
В августе 2022 года ES8 прошел испытание на 1000 километров (621 милю) в Норвегии , в ходе которого электромобиль проезжает это расстояние, а его характеристики тщательно контролируются. ES8 преодолел необходимое расстояние всего за девять часов, что было лучшим временем для электромобиля, когда-либо зарегистрированным, и значительно короче, чем у топовых моделей Tesla и других электрических внедорожников. Кроме того, ES8 потребовалось всего три замены батареи.
Последняя концепция замены батареи является ключевой для стратегии NIO. NIO — это китайский бренд электромобилей, который продвинулся дальше всего по пути замены аккумуляторов электромобилей и вложил значительные средства в создание собственной сети станций замены . По состоянию на сентябрь 2022 года у компании было более 1100 заправочных станций по всему Китаю, на которых было заменено в общей сложности 12 миллионов аккумуляторов. К 2025 году NIO планирует иметь в Китае 3000 станций замены аккумуляторов.
В 2021 году NIO начала выходить на мировые рынки, начиная с Норвегии в мае того же года, включая две станции замены аккумуляторов и выставочный зал площадью 2150 квадратных метров (23 142 квадратных фута), конференц-зал и кафе (известное как NIO House). в Осло. По словам генерального директора Уильяма Ли, компания выбрала Норвегию , потому что эта страна и NIO «имеют общее видение, когда речь идет об энергосбережении и инновациях». В сентябре 2022 года NIO начала работу на заводе площадью 10 000 квадратных метров (107 639 квадратных футов) в Биаторбадь, в 20 километрах (12,4 мили) к западу от Будапешта, Венгрия, откуда компания будет поставлять станции замены аккумуляторов в Европу. К 2025 году NIO планирует запустить в общей сложности 1000 таких объектов за пределами Китая, в основном в Европе.
В октябре 2022 года NIO объявила о выходе на рынки Германии, Голландии, Дании и Швеции с седанами ET5 и ET7, а также внедорожником ES7. Это включало открытие дополнительных домов NIO в нескольких европейских городах, включая Гамбург, Франкфурт, Дюссельдорф, Амстердам, Роттердам и Копенгаген, в дополнение к 83 из этих площадок, которые уже были у компании. Однако показатели продаж NIO в Норвегии не внушают оптимизма, и в 2022 году ни одна из моделей NIO не входила в список 20 лучших брендов электромобилей в этой стране.
С дорогими станциями замены аккумуляторов и стратегией выхода на европейский рынок с большими активами чистая прибыль NIO страдала в течение многих лет, и кажется, что компания еще дальше, чем когда-либо, от прибыльности. В 2022 году NIO сообщила о чистом убытке в размере 2,09 млрд юаней ($299,74 млн), что почти на 260% больше, чем в 2021 году.
12. XPeng
XPeng была основана в августе 2014 года бывшими руководителями Guangzhou Automobile (GAC) Group Ся Хэном 夏珩 и Хе Тао 何涛, а также бизнес-ангелом и впоследствии псевдонимным генеральным директором Хе Сюопенгом 何小鹏, основателем китайской компании по производству мобильных браузеров UCWeb UC浏览器 ( которая была приобретена Alibaba в июне 2014 года в рамках крупнейшей на тот момент сделки в интернет-индустрии Китая).
Штаб-квартира XPeng находится в Гуанчжоу, главные офисы — в Пекине, Шанхае, Силиконовой долине, Сан-Диего и Амстердаме, а производственные предприятия — в Чжаоцине и Гуанчжоу, провинция Гуандун. В ноябре 2019 года XPeng завершила раунд финансирования серии C на сумму 2,81 миллиарда юаней (400 миллионов долларов США) с инвесторами, включая Xiaomi . В августе 2020 года XPeng была зарегистрирована на Нью-Йоркской фондовой бирже в результате IPO, которое привлекло 10,46 млрд юаней (1,5 млрд долларов). В июле 2021 года компания провела двойной листинг на Гонконгской фондовой бирже, собрав 11,62 млрд юаней (1,8 млрд долларов).
Компания производит внедорожники, модели которых начинаются с начальной буквы G , и седаны, модели которых начинаются с начальной буквы P. Первая модель компании, внедорожник G3, была выпущена в ноябре 2018 года, за ней последовал седан P7 в апреле 2019 года, поставки которого начнутся в июне 2020 года. В 2022 году седан P7 с его программным обеспечением XSmart (которое, по утверждению компании, наравне с Tesla ) и автономная система помощи при вождении XPilot (которую некоторые считают более продвинутой, чем системы вождения иностранных моделей, таких как Audi e-tron), по-прежнему оставались самой продаваемой моделью компании, было отгружено почти 60 000 единиц. .
В марте 2023 года компания выпустила новую версию P7 под новым названием P7i со значительными улучшениями с точки зрения дизайна интерьера и возможностей подключения, помощи водителю, производительности, запаса хода и скорости зарядки. На P7 неизменно приходилась основная доля общих продаж XPeng: с января 2021 года по апрель 2023 года эта модель была самым продаваемым продуктом компании каждый месяц, за исключением всего трех месяцев.
На автосалоне в Шанхае в апреле 2023 года XPeng представила свой внедорожник-купе G6 , который является первой моделью, которая будет производиться с помощью разработанной компанией архитектуры Smart Electric Platform Architecture (SEPA) 2.0, которая, как сообщается, по существу имеет ту же основу, что и Tesla. для модели Y, то есть большие цельные передние и задние литые детали днища, соединенные в центре массивным аккумуляторным блоком. G6 будет стоить чуть менее 210 000 юаней (30 000 долларов), что почти на 10 000 долларов меньше, чем самая дешевая модель Y, построенная в Шанхае. Другими словами, G6 по сути является копией модели Y, как отмечают некоторые отраслевые эксперты .. Компания надеется, что G6 добьется лучших результатов, чем ее предыдущий внедорожник G9, который был выпущен в сентябре 2022 года и никогда не входил в ежемесячный список 150 самых продаваемых электромобилей в Китае. В целом ежемесячные продажи XPeng были ниже 12 000 единиц с июня 2022 года, а ежемесячные продажи с января по апрель 2023 года были ниже 8 000 единиц.
В октябре 2022 года XPeng запустила новую полуавтономную систему вождения под названием XNGP , которая позволяет автомобилю автоматически выполнять некоторые функции вождения, но по-прежнему требует присутствия водителя за рулем. XNGP заменил систему XPilot и является ответом XPeng на автопилот Tesla. К 2024 году компания планирует сделать полуавтономное вождение доступным во всех крупных городах Китая.
XPeng также инвестировала в летающие автомобили . В 2013 году компания основала XPeng AeroHT (小鹏汇天飞行汽车), которая описывает себя как «крупнейшую компанию по производству летающих автомобилей в Азии». В октябре 2022 года AeroHT X2, двухместный электрический самолет вертикального взлета и посадки (eVTOL) с восемью винтами, совершил свой первый испытательный полет в Дубае. В конце октября совершил свой первый испытательный полет двухтонный самолет AeroHT X3, внешне напоминающий автомобиль с четырьмя сдвоенными несущими винтами. В июле 2022 года AeroHT объявила, что пробные производственные линии для X2 и X3 завершены, и компания планирует начать массовое производство в 2024 году. X3 будет стоить около 979 734 юаней (140 000 долларов).
Все эти действия обошлись XPeng в большие деньги, и она еще дальше, чем большинство других компаний, от каких-либо признаков прибыльности. С 2018 по 2022 год XPeng сообщила о совокупном чистом убытке в размере 21,82 млрд юаней (3,16 млрд долларов США), что соответствует среднему годовому чистому убытку в размере 4,36 млрд юаней (633,69 млн долларов США).
13. Leapmotor
Два человека из провинции Чжэцзян , стоящие за Leapmotor, Чжу Цзянмин 朱江明 и Фу Лицюань 傅利泉, в 2001 году основали Dahua Technology , компанию, которая продает продукты и услуги видеонаблюдения, и которая сегодня является одной из ведущих мировых компаний по производству оборудования для видеонаблюдения. Dahua зарегистрирована на Шэньчжэньской фондовой бирже в 2008 году, и в настоящее время ее рыночная капитализация составляет около 70 миллиардов юаней (10 миллиардов долларов). В 2021 году новостной веб-сайт индустрии видеонаблюдения IPVM сообщил , что Dahua использует камеры наблюдения и программное обеспечение для предоставления китайской полиции «уйгурских предупреждений в режиме реального времени», как объясняется в собственных технических документах Dahua.
В Dahua Чжу и Фу заметили четкую тенденцию автомобильной промышленности к электрификации и вычислительной мощности, а также к автомобильным камерам для автономного вождения. Поэтому в 2015 году они построили завод для Leapmotor в Цзиньхуа, провинция Чжэцзян, и компания изначально финансировалась Dahua. С 2016 по 2019 год Leapmotor провела пять раундов финансирования , в ходе которых было привлечено около 3 миллиардов юаней (418,35 миллиона долларов), а в 2021 году Leapmotor привлекла еще 8,8 миллиарда юаней (1,22 миллиарда долларов).
Первоначально компания производила автомобили в сотрудничестве с Changjiang Auto 长江汽车, но в начале 2021 года Leapmotor взяла на себя полную производственную и сборочную линию Changjiang. На данный момент компания выпустила четыре полностью электрические модели: купе S01, хэтчбек T03, внедорожник C11 и седан C01, который был официально выпущен 28 сентября 2022 года, за день до того, как компания стала публичной в Гонконге.
Однако IPO прошло неудачно, потому что, хотя компания привлекла 5,77 млрд юаней (800 млн долларов), изначально планировалось привлечь 10,82 млрд юаней (1,5 млрд долларов). После первого дня торгов акции Leapmotor закрылись на уровне 31,90 гонконгских долларов (4,06 доллара США), что на 33,5% меньше цены открытия, что стало худшим результатом первого дня IPO в Гонконге на сумму более 3,60 млрд юаней (500 млн долларов ) на записывать. Однако к концу марта 2023 года акции Leapmotor восстановили почти все свои потери с момента выхода на биржу, при этом только за этот месяц совокупный прирост составил около 27% .
Выручка Leapmotor неуклонно росла с годами: со 117 млн юаней (16,31 млн долларов) в 2019 году до 3,13 млрд юаней (436,76 млн долларов) в 2021 году, а затем резко увеличилась в 2022 году до 12,40 млрд юаней (1,80 млрд долларов). Но как и чистые убытки компании: с 901 млн юаней (125,64 млн долларов) в 2019 году до 2,84 млрд юаней (396,88 млн долларов) в 2021 году, а затем удвоились до 5,10 млрд юаней (740,80 млн долларов) в 2022 году.
Хотя Leapmotor заявляет, что ориентируется на рынок среднего и высокого класса, на самом деле ее автомобили находятся в нижней части рынка. Компания планирует выпустить семь новых электрических моделей до конца 2025 года в среднем и высоком сегментах рынка, и к этому времени она хочет достичь годового объема продаж в 800 000 единиц — очень амбициозная цель, учитывая, что продажи в 2022 году были чуть более 100 000 единиц. Большая часть этих продаж пришлась на небольшой электромобиль компании, хэтчбек T03 в ценовом диапазоне 69 000–85 000 юаней (9 600–11 900 долларов).
С января по апрель 2023 года продажи Leapmotor были низкими, а апрель был безусловно лучшим месяцем с 8726 единицами . В январе 2023 года генеральный директор Чжу Цзянмин заявил , что компании придется продавать от 400 000 до 500 000 единиц в год, чтобы достичь точки безубыточности.
Несмотря на то, что компания утверждает, что обладает полностью независимыми исследовательскими возможностями на всех этапах производственного процесса электромобилей, совокупные инвестиции Leapmotor в исследования и разработки, составившие менее 1,4 млрд юаней (195,23 млн долларов США) с 2019 по 2021 год, намного уступают 3 млрд к 4 годам. миллиардов юаней, которые три бренда Wei Xiao Li ежегодно тратят на исследования и разработки. Относительный недостаток инвестиций Leapmotor в исследования и разработки вызывает особую озабоченность у компании, производящей электромобили, потому что, как выразился один аналитик , производителям транспортных средств на традиционном топливе легко построить «диван на четырех колесах», но для компаний, производящих электромобили, гораздо сложнее построить «компьютер на четырех колесах».
По состоянию на конец июля 2022 года у Leapmotor было 443 магазина в 151 городе Китая, и компания планирует открыть свой первый флагманский магазин в Европе в 2023 году. В настоящее время Leapmotor стремится переключить свое внимание на сегменты среднего и высокого класса. рынка электромобилей Китая, например, от 150 000 юаней (около 20 000 долларов США) до 300 000 юаней (чуть более 40 000 долларов США). Большая часть надежд компании теперь возлагается на внедорожник C11 (по цене до 200 000 юаней или 27 900 долларов) и совершенно новый седан C01 (по цене до 270 000 юаней или 37 700 долларов). С февраля по апрель 2023 года C11 был самой продаваемой моделью Leapmotor, отгрузив 6 146 единиц в апреле (70% от общего объема продаж компании в этом месяце), но C01 до сих пор практически не повлиял на рынок, отгрузив всего 1 126 единиц. единиц в апреле.
14 — 15. FAW VW и SAIC VW (совместное предприятие)
Основанная в октябре 1984 года совместно с SAIC , одним из китайских производителей автомобилей «большой четверки», SAIC VW является первым совместным предприятием, созданным немецкой автомобильной группой Volkswagen (VW) в Китае . Второй, FAW VW, был создан в 1991 году вместе с FAW Group , еще одним членом китайской «большой четверки», а третий, VW Anhui с Jianghuai Automobile Group (JAC) 江淮汽车集团, был основан в 2017 году. VW Anhui, в котором VW увеличил свое до 75% в 2020 году, является специализированным производителем электромобилей, хотя все три совместных предприятия производят электромобили. В апреле 2023 года VW объявил новые инвестиции в размере 7,69 млрд юаней (1,1 млрд долларов США) для создания новой компании с проектным названием «100% TechCo» в Хэфэй, провинция Аньхой, для разработки электромобилей и интеграции работы трех совместных предприятий VW в Китае в области исследований и разработок.
SAIC VW является вторым старейшим иностранным совместным предприятием автомобильной промышленности в Китае, уступая только Jeep (с тех пор Jeep закрыла свой последний завод в Китае, сославшись на вмешательство правительства ). С тех пор, как VW пришел в Китай в 1980-х годах, его автомобили год за годом возглавляли чарты продаж. Например, забытая в Европе Santana (версия Passat в кузове седан) стала легендарным автомобилем в Китае .
Однако с 2019 года, когда VW продал 4,23 миллиона автомобилей в Китае, продажи компании в стране неуклонно снижались, упав на 9,1% в 2020 году и еще на 14,1% в 2021 году. Поскольку китайский рынок электромобилей стал крупнейшим в мире в 2015 году, VW медленно переходил на электрификацию и оказался в затруднительном положении в Китае. VW начал продавать свой первый электромобиль в Китае только в 2020 году, внедорожник ID.4, а с 2021 года — компактный хэтчбек ID.3 и внедорожник ID.6. Из общего запланированного объема продаж электромобилей компании в размере 1,5 миллиона электромобилей к 2025 году 500 000 должны быть моделями ID.4.
В июле 2021 года VW Group объявила о своей стратегии NEW AUTO , согласно которой к 2030 году доля электромобилей в общем объеме производства будет составлять 50%, а к 2040 году — почти 100%. В марте 2023 года VW Group объявила о планах инвестировать 180 миллиардов евро (192,6 миллиарда долларов). между 2023 и 2027 годами, две трети из которых пойдут на «электрификацию и цифровизацию». В соответствии с этим новым планом VW стремится, чтобы к 2030 году 70% всех продаж электромобилей приходилось на Европу, а 50% — на США и Китай.
VW и его дочерняя компания Audi вложили значительные средства в производство электромобилей в Китае и FAW. В 2020 году Audi и FAW подписали соглашение о создании в Китае производства Audi Premium Platform Electric (PPE), которое с 2024 года будет производить несколько моделей Audi EV для китайского рынка. В феврале 2022 года Audi и FAW получили одобрение китайских властей на начало строительства завода по производству электромобилей стоимостью 21 миллиард юаней (3,3 миллиарда долларов) в провинции Цзилинь, который должен быть запущен в производство в декабре 2024 года с годовой мощностью 150 000 автомобилей.
В 2022 году VW сообщил об общем снижении продаж в Китае на 3,6% до 3,18 млн единиц, но об увеличении полных продаж электромобилей на 68% до 155 700 единиц, что было вторым по величине рынком электромобилей, по сравнению с продажами электромобилей в размере 352 000 единиц в Китае. Европе, который увеличился на 13,4% в годовом исчислении. Однако в первом квартале 2023 года продажи электромобилей VW в Китае (по данным компании) резко упали , снизившись на 25,4% в годовом исчислении до 21 500 единиц по сравнению с ростом на 68,1% в годовом исчислении до 98 300 в Европе. С января по апрель 2023 года ни один электромобиль VW не продал в Китае более 10 000 единиц. ID.3 был самым продаваемым в целом, заняв 35-е место среди всех электромобилей в Китае с 9 290 единицами.
Одной из причин недавних плохих продаж моделей ID в Китае является программное обеспечение, которое свидетельствует о борьбе VW с переходом на электрификацию. Начиная с июня 2021 года клиенты ID в Китае начали загружать в социальные сети видео , демонстрирующие крайне стрессовые ситуации во время вождения, в том числе экраны управления автомобилем и приборные панели затемняются, а ручки переключения передач и педали акселератора перестают реагировать. Затем, 1 декабря 2022 года, в Китае появилось открытое письмо, озаглавленное просто «Письмо в SAIC-VW». В письме жаловались на контрольные и навигационные экраны, которые «сходят с ума» в автомобилях с ID, и критиковали VW за то, что он опозорил доверие китайских клиентов к нему как к надежному бренду с вековой историей.
На самом деле VW уже давно борется с программным обеспечением . Программная система компании Modularer Infotainment Baukasten очень глючная: в июле 2022 года VW пришлось отложить запуск нескольких новых моделей из-за проблем с программным обеспечением. Действительно, постоянные проблемы с программным обеспечением стали решающим фактором увольнения Герберта Дисса с поста генерального директора в июле. Сообщается , что Дисс расстроил семьи Порше и Пих, обвинив Порше и Ауди в том, что они поставили под угрозу проект Cariad.
1 сентября 2022 года Оливер Блюм занял пост нового генерального директора и в первый же день многозначительно заметил, что VW будет наращивать разработку электромобилей. Блюм немедленно принял важное решение отказаться от политики Diess использовать только программное обеспечение собственной разработки. В октябре Cariad объявила об инвестициях в размере 19,36 млрд юаней (2,47 млрд долларов) в новое совместное предприятие с Horizon Robotics 北京地平线 (с долей участия VW 60%), китайским разработчиком программного обеспечения, специализирующимся на передовых системах помощи водителю (ADAS) и автономном вождении.