С 1 октября 2024 года в России вступают в силу новые правила в отношении утилизационного сбора для ввозимых автомобилей. Этот налог, взимаемый при ввозе автомобилей в страну, вырастет сразу на 70-85%. Власти обещают, что данная мера позволит поддержать отечественное автомобилестроение, но насколько она отразится на кошельках российских автолюбителей?
Почему решили поднять утильсбор?
Утилизационный сбор был введен в России в 2012 году. Его основная цель — стимулировать развитие системы утилизации отслуживших свой срок автомобилей. Деньги, собранные от сбора, направляются на организацию пунктов приема, переработку и утилизацию автомобилей. Этот платеж включается в стоимость каждого ввозимого в страну автомобиля.
За последние годы базовые ставки утилизационного сбора несколько раз пересматривались в сторону увеличения. Очередное повышение, которое вступит в силу с 1 октября 2024 года, затронет практически все категории ввозимых в Россию машин.
По оценкам экспертов, повышение утильсбора на 70-85% сделает невыгодной покупку ввезенных из-за рубежа автомобилей, особенно в массовом сегменте с двигателями объемом 1-2 литра. К 2030 году это может стать экономически нецелесообразным.
Основной целью данной меры называется поддержка отечественного автопрома. Власти рассчитывают, что рост утилизационного сбора вынудит зарубежных производителей переносить сборку своих моделей в Россию, чтобы избежать высоких налогов. Таким образом, предполагается, что эта мера поможет нарастить объемы локального производства и занять нишу, освобождаемую ввозимыми иномарками.
Кого коснется повышение утильсбора?
Под основную волну повышения утилизационного сбора в 2024 году попадут все категории ввозимых в Россию автомобилей, за исключением машин с объемом двигателя до 3 литров, ввезенных для личного пользования.
Для моделей, которые были ввезены в страну до 1 октября 2024 года, будут применяться прежние коэффициенты утилизационного сбора. Но воспользоваться этой льготой можно только в том случае, если документы на таможню будут поданы не позднее 1 ноября 2024 года.
Таким образом, максимальное давление от роста утилизационного сбора придется на рынок ввозимых иномарок, особенно в массовом сегменте. По оценкам экспертов, это может привести к тому, что к 2030 году покупка таких автомобилей станет экономически нецелесообразной.
Повлияет ли это на выбор автомобилей?
Рост утилизационного сбора может изменить структуру автомобильного рынка России. Ожидается, что он сделает более привлекательными для покупателей отечественные модели, прежде всего от «АвтоВАЗа».
Этот производитель, по мнению экспертов, станет главным бенефициаром повышения утилизационного сбора. Поскольку отечественные машины не подпадают под действие высокого налога, они могут получить дополнительное ценовое преимущество на фоне ввозимых иномарок.
Таким образом, повышение утилизационного сбора, вероятно, поможет «АвтоВАЗу» и другим российским производителям перетянуть на себя часть рынка, ранее занимаемую подержанными иномарками. Это, в свою очередь, может привести к росту доли отечественных автомобилей в общих продажах на рынке.
Однако качество и технические характеристики российских моделей по-прежнему вызывают вопросы у экспертов. Кроме того, возможное подорожание машин из-за роста утилизационного сбора может негативно отразиться на их доступности для широких слоев населения.
Повышение утилизационного сбора также может стимулировать спрос на электромобили, поскольку они пока не подпадают под действие этого налога. Однако в России их инфраструктура развита слабо, что ограничивает распространение таких машин.
Таким образом, новые правила по утилизационному сбору станут серьезным испытанием как для российских покупателей, так и для автомобильного рынка в целом. С одной стороны, власти рассчитывают, что эта мера поддержит отечественное автопроизводство. Но с другой — она может привести к общему удорожанию автомобилей и ограничит выбор моделей для покупателей.