Landwind никогда не был крупным брендом, даже в Китае, но он был одним из самых известных китайских брендов за пределами страны своего происхождения. Эта репутация была основана не на отличных автомобильных продуктах, а на двух примерах того, что считалось типичным для китайской автомобильной промышленности: впечатляющие результаты краш-тестов и откровенно скопированный дизайн. Несчастье Landwind еще очень долго ограничило бы перспективы китайских производителей как минимум на европейском рынке.
В сельской местности
Сун Мин все еще был у руля, на самом деле это была его идея. Примерно в 2000 году многие компании обратили свое внимание на рынок легковых автомобилей. Он собирался перейти в овердрайв. Сан понял это и подумал, что рынок внедорожников, полноприводных автомобилей и автомобилей для приключений имеет наибольший потенциал. Вероятно, он не ошибся, просто немного поторопился. Рынок обычных седанов вскоре станет очень переполненным, но внедорожники еще не были в моде. А за пределами быстроразвивающейся, урбанизированной прибрежной зоны страны, в сельской местности, дорожная сеть еще не состояла из ровных магистралей всюду.
И, конечно же, это был вопрос случая. Давний партнер Isuzu сделал несколько легковых автомобилей, но их собственные модели были сняты с производства несколько лет назад. Единственным седаном Isuzu, продававшимся в 2000 году, была Honda с новым брендом. Isuzu мало что могла предложить в сегменте обычных автомобилей, но она сделала свою долю внедорожников. Так что неудивительно, что когда Jiangling начинала с легковых автомобилей, они пошли по знакомой территории.
Основана компания Jiangling Lufeng Automobile (Lufeng означает Landwind). Новая компания была прямой дочерней компанией Jiangling Group. Сначала компания Landwind создала собственные научно-исследовательские центры и приступила к работе. Не только в дизайне автомобилей, но и в строительстве инфраструктуры. В 2001 году началось строительство нового завода по производству автомобилей, тракторов, двигателей и коробок передач. На строительство ушло несколько лет, поэтому первые автомобили Landwind были собраны на заводе Jiangxi Isuzu.
Не просто очередной Isuzu
Когда Landwind впервые увидели в 2002 году, он подозрительно напоминал Isuzu Mu/Amigo/Rodeo. Автомобиль, который дебютировал в Японии в 1989 году, а также продавался на международном уровне компаниями Chevrolet, Holden, Opel и Honda. Но это не было лицензионной сделкой. Да, кузов был практически полностью от Isuzu, кроме решетки радиатора. Но под телом происходило кое-что интересное.
Ранние китайские автомобили под собственным брендом часто представляли собой недавно разработанный кузов на какой-то выброшенной старой платформе одного из международных производителей автомобилей. Landwind был наоборот. Кузов был хорошо известен, но шасси и трансмиссия были недавно разработаны JMC Landwind. Лестничная рама была новой конструкции, как и передняя подвеска на двойных поперечных рычагах с торсионными пружинами. Ведущий мост с листовой рессорой сзади был стандартным для этого сегмента, но Landwind добавил собственную систему полного привода с тремя блокируемыми дифференциалами. Двигатели представляли собой хорошо известные 4-цилиндровые бензиновые агрегаты от Mitsubishi или дизельные от Isuzu.
В течение очень короткого времени автомобиль был известен как JMC Landwind, но почти сразу после его запуска Landwind был повышен до торговой марки. Обозначение модели стало X9. X9 был трехдверной версией с короткой колесной базой. Годом позже на той же технической базе появился более крупный X6, длиннобазный пятидверный вариант. Что касается эстетики, то передняя часть X6 напоминала пикап Baodian от JMC.
Landwind поддерживал X9 и X6 до 2015 года, хотя 3-дверный X9 производился на экспорт только после 2011 года. Чтобы сохранить модель свежей, компания регулярно обновляла модель. В 2004 году передняя часть обеих моделей была синхронизирована. Год спустя был проведен фейслифтинг с совершенно новым передом. Он имел несколько круглых фар в прямоугольном корпусе, надолго определявшем облик автомобиля. В 2008 году автомобиль получил новый интерьер, а в 2009 году новый дизельный двигатель Isuzu. Окончательный фейслифтинг состоялся в 2011 году. Еще одна новая передняя часть и ярко выраженная пластиковая облицовка по бокам придали более современный вид. Это также время, когда X9 был отменен для китайского рынка. В 2015 году X9 также был снят с производства.
Голландская связь
Модели Landwind никогда не пользовались большим спросом. Пару тысяч машин в год максимум. Но Landwind собрал раллийную команду и принял участие в ралли-рейдах по всей Азии на сильно модифицированном X9. Вероятно, так Питер Бийвельдс познакомился с автомобилем. Бийвелдс был профессиональным гонщиком из Нидерландов, одержавшим множество побед на национальном уровне и иногда участвовавшим в WRC. Он также был предпринимателем, владельцем гаража и в 2005 году заключил сделку с Landwind на европейское распространение 5-дверной модели X6.
У Landwind было одно важное преимущество на европейском рынке: его начальная цена составляла около 17 000 евро. Аналогичные модели 4WD от Kia и Hyundai, которые тогда еще считались бюджетными брендами, стоили почти в два раза дороже. Внедорожники известных брендов, таких как Jeep, Land Rover или Mitsubishi, стоили еще дороже. Европейские автомобильные журналы не были добры к X6, они сообщали о шаткой езде, плохой посадке и отделке, грубых и прожорливых двигателях и невнятном рулевом управлении. Единственное, что им всем понравилось: очень хорошо показал себя на бездорожье.
Возможно, существовал нишевый рынок или даже два. Люди, которые хотели большую машину за небольшие деньги. Например, X6 был в том же ценовом диапазоне, что и VW Golf. Или людям, которым нужны были внедорожные возможности, вроде лесных служб и тому подобное. Но немецкая гастрольная организация ADAC предотвратила это. В 2005 году они провели краш-тест и объявили его худшим автомобилем из когда-либо испытанных. Они дошли до того, что заявили, что водитель не выдержит лобового столкновения на скорости более 64 км/ч. И этого было достаточно, чтобы убить Landwind в Европе.
Bijvelds продал около шестидесяти автомобилей до краш-теста, но как только он был опубликован, заказы были отменены, а новых продаж не произошло. Бийвельдс обратился в немецкое агентство по регистрации автомобилей TUV и проверил автомобиль, в том числе на безопасность. TUV пришел к выводу, что Landwind соответствует всем европейским нормам. Это ничего не изменило, и Бийвелдс на время сдался.
В 2011 году он попытался снова. На этот раз он импортировал Landwind Fengshang, который в Европе называется CV9. Мы поговорим об этом среднеразмерном минивэне чуть позже. На этот раз машина получила 2 из 4 звезд NCAP, и дела пошли немного лучше, но ненамного. В период с 2011 по 2013 год Бийвелдс нашел около 250 клиентов. И этого ему хватило навсегда. Бийвелдс основал Ebusco в 2012 году, компанию, разрабатывающую и производящую электрические автобусы и зарядное оборудование. Ebusco медленно росла с течением времени, теперь она является зарегистрированной компанией и имеет завод в Китае.
Другое направление
Сун Мин хотел, чтобы Landwind стал для Jiangling путем к независимому дизайну, исследованиям и разработкам и меньшей зависимости от Isuzu и Ford. Но, как мы видели на прошлой неделе, он ушел в отставку, как только Landwind X9 вышел на рынок. У его преемников было другое представление о будущем Landwind. Они хотели превратить не очень хорошо продаваемого производителя внедорожников в успешного производителя легковых автомобилей, и как можно быстрее. Мысли о независимости уступили место более практичному подходу.
В мае 2005 года Jiangling учредила Jiangling Motor Holdings, совместное предприятие 50/50 с Changan Automobile, другим государственным производителем автомобилей. Changan внесла в совместное предприятие наличные деньги, а Jiangling вошла в состав JMC. Это создало уникальную ситуацию, когда полностью китайское совместное предприятие Jiangling Holdings было мажоритарным владельцем китайско-иностранного совместного предприятия Jiangling-Ford, которое также имело листинг акций. Форд был согласен с этим, поскольку Changan был (и остается) их партнером номер один в Китае.
Затем Jiangling Holdings приобрела Landwind Motors. Форд не хотел в этом участвовать, поэтому поначалу между Landwind и JMC было мало сотрудничества. Но Landwind все же должен был сделать модель Ford. Хорошо замаскированный. Американцы сделали модель Fiesta mk-4 с Changan, и это была довольно популярная машина у китайцев. Changan разработал свою итерацию Fiesta как проект CV7. Конечный результат, технически основанный на Fiesta с дизайном кузова от европейской студии Changan, продавался в Китае как Landwind Fenghua (Forward) и экспортировался на азиатские рынки как Changan CV7. Оба были построены компанией Landwind. Автомобиль, запущенный на китайский рынок в конце 2007 года, не произвел впечатления и был снят с производства в 2011 году.
Changan и Landwind сделали еще один совместный проект под кодовым названием CV11 или CV9 соответственно. Этот минивэн среднего размера производился обоими брендами. Чанган назвал это Jiexun, а Landwind — Fengshang (Мода). Этот автомобиль также экспортировался в Европу как Landwind CV9 в период с 2011 по 2013 год. Это еще один недолговечный автомобиль. Jiexun продавался в период с 2007 по 2011 год, Fengshang продержался до 2015 года, но в последующие годы в основном на экспорт.
Поскольку совместная разработка с Changan не дала желаемых результатов, Landwind вернулся к своим корням, выпустив в 2009 году крепкий внедорожник. Landwind X8 взял платформу JMC N350 и бензиновые двигатели Mitsubishi или итальянский турбодизель VM. По сути, это более доступная версия JMC Yusheng. С этим X8 продажи Landwind наконец-то пошли вверх. Никогда раньше не превышавший 10 000 автомобилей в год, цифры выросли до 15 000 в 2011 году, 20 000 в 2013 году и 35 000 в 2014 году. К тому времени X8 получил больше вариантов двигателей и автоматическую коробку передач в качестве опции. Landwind провел большую реконструкцию, добавив новые бензиновые двигатели с турбонаддувом и 8-ступенчатую автоматическую коробку передач.
Наверх и снова вниз
Когда бренд, наконец, набрал обороты, Landwind отправился в прибыльный сегмент кроссоверов-внедорожников. За исключением автомобилей, которыми делились с Changan, все Landwinds были автомобилями с кузовом на раме, как и большинство автомобилей Jiangling. Но теперь компания Landwind разработала свою первую платформу с цельным кузовом для серии моделей кроссоверов.
Первым из них был Landwind X5, компактный внедорожник того же размера, что и Haval H6. Автомобиль появился в 2013 году с 2,0-литровыми двигателями и 4WD в качестве опции. Также на этой модели дебютировал 8-ступенчатый автомат, китайская разработка компании Shengrui. После фейслифтинга в 2016 году автомобиль стал X5 Plus, а модельный ряд пополнился 1,5-литровым двигателем. Как и X8, производство X5 Plus продолжалось до закрытия Landwind в 2020 году.
Настоящим фурором стала вторая модель внедорожника. Landwind X7 2015 года попал в заголовки газет по всему миру, но, к сожалению, по неправильным причинам. X7 был копией Land Rover Evoque. Land Rover был довольно популярным дизайном, и Landwind был не единственной копией, а просто самой точной копией. Его было трудно отличить от настоящего. В Land Rover не восприняли копирование как комплимент и начали судебное разбирательство в Китае. Landwind выпустил небольшое обновление X7 в 2017 году, чтобы сделать автомобили более заметными. Это не помогло. Когда дело, наконец, было передано судье, он постановил, что Landwind должен немедленно прекратить производство автомобиля и выплатить Land Rover небольшую сумму в качестве компенсации за ущерб.
X7 мог вызывать споры, но он действительно продавался. Вместе с X5 и X8 он увеличил продажи Landwind до рекордно высокого уровня в 80 000 автомобилей в 2016 году. Чтобы достичь этого объема, потребовалось более десяти лет, но возвращение к нулю займет только треть этого времени. Прежде чем мы углубимся в это, давайте быстро взглянем на третий кроссовер под названием X2, выпущенный в 2017 году. X2 был самым маленьким предложением Landwind и вернулся к простой задней подвеске с торсионной балкой, тогда как другие имели многорычажную установку. Несмотря на то, что X2 работал в более низком ценовом диапазоне, он не смог остановить быстрое падение Landwind.
Landwind выпустит еще два автомобиля, которые довольно редки, поскольку годовые продажи упали на 50% в годовом исчислении в течение трех лет после 2016 года. Это означает, что в 2019 году Landwind произвела всего чуть более 12 000 автомобилей. Xiaoyao, более спортивная и более низкая (почти хэтчбек) вариация X2, не переломила ситуацию. Последней разработкой Landwind был Rongyao 2019 года, заменивший запрещенный X7. В отличие от своего предшественника, он имел довольно уникальный стиль, но появился слишком поздно, чтобы спасти бренд.
Aiways решает судьбу
В начале 2019 года появились слухи, что Landwind будет контрактным производителем NEV-стартапа Aiways. Вскоре стало ясно, что дело пошло дальше этого. Jiangling начала разделять Jiangling Holdings (прямую материнскую компанию Landwind). Он создал новую компанию под названием Jiangling Investment, которая взяла под свой контроль Jiangling Motors (JMC, совместное предприятие с Ford) и большую часть ее обязательств. Jiangling Investment является совместным предприятием 50/50 между Jiangling и Changan.
В то же время была основана еще одна новая компания, получившая название Jiangling Holdings. Новая компания Jiangling Holdings приобрела Landwind Motors и некоторые другие активы. Jiangling и Changan владели по 25% акций этой компании и продали 50% Aiways. Стартап заплатил колоссальные 1,8 миллиарда юаней за сделку, позволившую им получить разрешение на производство, что намного больше, чем аналогичные поглощения других стартапов.
При объявлении о соглашении Aiways и Jiangling говорили о «стратегии двойного бренда», но этого не произошло. К началу 2020 года производство автомобилей Landwind полностью остановлено. Aiways просто хотела получить разрешение, у нее уже были свои заводы. Aiways передала разрешение себе, а затем продала свои акции Jiangling Holdings. Я не повторял историю Aiways, потому что вы можете прочитать ее здесь .
Покупателем пакета акций Aiways является автомобильная инвестиционная компания Jiangxi Guokong. Звучит важно, но это всего лишь совместный инвестиционный фонд города Наньчан и провинции Цзянси. Вскоре после этого Jiangling Holdings столкнулась с заявлением о банкротстве от одного из своих явно неоплачиваемых поставщиков, но суд отклонил это требование. Guokong вкладывает немного денег, чтобы отремонтировать завод Landwind и привести его в соответствие с современными требованиями. Производство возобновится, но бренд Landwind ушел в историю. Завод теперь является частью цепочки поставок Changan и производит обновленную модель Rayton CC.
Дешевые электромобили
С Aiways мы плавно перешли в мир электромобилей, которых до сих пор не было в этой истории. Тем не менее, Jiangling интересовался NEV в течение достаточно долгого времени, даже раньше, чем большинство известных стартапов. Группа создала компанию NEV в 2014 году и официально зарегистрировала ее как самостоятельный бизнес под названием Jiangxi Jiangling Group New Energy Automobile в январе 2015 года. Финансирование частично поступило из государственного Китайского фонда сельскохозяйственного развития и строительства, которому принадлежало 49% новой компании. . Продукция выпускалась под брендом Jiangling New Energy, который в западных источниках часто обозначается аббревиатурой JMEV.
Вначале JMEV был не производителем транспортных средств, а модификатором транспортных средств. Все первые автомобили JMEV были основаны на существующих конструкциях других производителей. Два из них даже на LSEV (тихоходных электромобилях). JMEV E100 был небольшим хэтчбеком, сочетающим кузов Dongfang Ruida LSEV с трансмиссией, разработанной Jiangling. Более поздний JMEV E160 следовал тому же рецепту, взяв кузов Levdeo V60 LSEV. Между тем, JMEV также преобразовал настоящий автомобиль Changan Benben Mini и назвал его E200. Он также предлагал слегка переработанную версию под названием E200S.
В 2018 году последовали еще две модели. E300 был первым электромобилем собственной разработки JMEV, малолитражным хэтчбеком. Чуть крупнее был E400, переделанный Landwind X2. К тому времени JMEV был довольно успешным в сегменте бюджетных электромобилей. Всего за 3 года было продано 100 000 автомобилей. Но другие начали заполнять рыночное пространство аналогичными продуктами. Таким стартапам, как Leapmotor и Sitech, удалось сохранить гораздо более прогрессивный имидж бренда. JMEV попытался встать в очередь, следуя тем же маршрутом. Они представили суббренд Yizhi (EVEAsy), чтобы он выглядел более современным. E300 и E400 были переименованы в Yizhi EV3 и Yizhi EX5 соответственно.
Это привлекло внимание Renault, которая сама довольно активно работает в сегменте компактных электромобилей. А поскольку ребрендинг Yizhi не прижился, Jiangling решила превратить JMEV в совместное предприятие. В июле 2019 года французы приобрели 50% JMEV, Jiangling сохранила за собой 37%, в результате чего доля Фонда сельскохозяйственного развития сократилась до 13%. В Renault заявили, что у них большие планы на JMEV, но пока все шло как обычно.
Первый автомобиль JMEV с новой структурой собственности сильно отличался от своего обычного состава. JMEV Yi 2021 года очень похож на Tesla Model 3 как по размерам, так и по внешнему виду. На самом деле он конкурирует с BYD Qin или GAC Aion S, которые находятся чуть ниже Tesla в автомобильной пищевой цепочке. Yi (обратите внимание, что суббренд Yizhi снова был исключен) — интересная машина, потому что Renault повезет ее в Европу. Он будет продаваться не как Renault, а как Mobilize Limo. Он также не будет доступен для широкой публики. Mobilize должен стать мобильной платформой Renault, а Limo будет доступен только для бизнес-пользователей, таких как арендные автопарки, таксисты или программы каршеринга.
В 2023 году JMEV также добавила свою последнюю модель. Он называется JMEV Xiaoqilin и представляет собой уменьшенный Yizhi EV3. По цене и размеру он чуть выше Wuling Mini EV, но чуть ниже Wuling Bingo. Xiaolqilin не является новым дизайном. Первые фотографии появились уже в 2019 году, когда он еще назывался Е180. Позже была замечена обновленная версия под названием Yizhi EV2. Возможно, он был продан для каршеринга под видом EV2, но я не уверен.
Повторная крышка Jiangling
С JMEV мы подошли к концу истории Jiangling. Повторюсь, компания Jiangling начинала со скромных вещей, производя грузовики низкого качества. Затем дальновидный менеджер переворачивает компанию и укрепляет свое присутствие в сегменте легких коммерческих автомобилей. Попытка прорваться на рынок легковых автомобилей оказалась менее успешной, и бренд Landwind исчез. В результате Jiangling по-прежнему сильно зависит от продукции своих партнеров. У него есть три важных предприятия по производству автомобилей:
-Jiangxi Isuzu Motors: совместное предприятие с японским автопроизводителем Isuzu, которое производит пикапы, внедорожники и легкие грузовики марки Isuzu.
-Jiangling Motors: зарегистрированное совместное предприятие с Ford, находящееся в совместном владении Jiangling и Changan. Jiangling Motors производит фургоны Ford Transit, внедорожники Ford и пикапы JMC, внедорожники и легкие грузовики.
-Jiangling Group New Energy Automobile: совместное предприятие с Renault по производству электромобилей. Производит ряд городских автомобилей марки JMEV и один седан большего размера.
После большого поворота в 1980-х Jiangling в основном была прибыльной. Их коммерческие автомобили хвалят за качество, и они тесно связаны как с Ford, так и с Isuzu. Однако будущее может быть немного более неопределенным. Ограниченные возможности НИОКР, лишь небольшое присутствие на рынке легковых автомобилей и очень простые предложения в сегменте электромобилей не являются хорошей отправной точкой. Возможно, пришло время найти следующего дальновидного лидера.